Зевс отчий и Зевс спаситель
БОЛТУНОВА А.И.
ЗЕВС ОТЧИЙ И ЗЕВС СПАСИТЕЛЬ
ВДИ. 1977. 1. С. 176-183.
Одним из интересных результатов работ Боспорской экспедиции под руководством покойного В.Ф. Гайдукевича было исследование в Мирмекии (на участке "И") культового зольника-эсхары, представлявшего собою зольный холм, образовавшийся из остатков жертвоприношений, систематически сбрасывавшейся золы, костей и связанного с культовой практикой вещевого материала1. Исследование зольника показало наличие двух четко выраженных напластований, которые В.Ф. Гайдукевич определил как "зольник I, охватывающий вторую половину V и начало IV в.", а "верхние его наслоения, зольник II, образовались не позднее 250-230 гг. до н. э."2. Граффито на чернолаковом килике, содержащее посвящение Афродите из зольника I и состав терракотовых статуэток, представленных почти исключительно женскими изображениями, дали исследователю основание заключить, что мирмекийское святилище, к которому относится зольный жертвенник, было посвящено женскому божеству плодородия3. Среди фрагментов посуды в напластованиях зольника по количеству находок чернолаковая керамика занимает "едва ли не второе место" после амфор4. Здесь найдены два граффити, начертанные на таких сосудах; о них здесь и пойдет речь.
Рис. 1. Фрагмент килика из раскопок зольника-эсхары в Мирмекии
Первый из них - обломок края аттического чернолакового килика, по венчику которого тщательно вырезана надпись Διος Σωτηρος5 (рис. 1). Фрагмент был найден в 1964 г. при раскопках северного квадрата зольного алтаря в нижнем его горизонте. Хранится в Эрмитаже. Лак черный, густой и ровный, с зеркальным блеском, характер глины и профиль венчика заставляют датировать сосуд серединой IV в. до н. э. Многочисленные и очень близкие аналогии этому сосуду можно видеть среди найденных на афинской агоре чернолаковых сосудов, датирующихся 380-350 гг. до н. э.6 Этой датировке вполне соответствует и характер письма граффито на мирмекийском килике. Форма букв и характер их начертания очень близки лапидарным надписям Боспора времени Левкона I7. Надпись вырезана очень тщательно, рукой профессионала; отдельные мелкие дефекты в начертании8 объясняются плотностью лака и зеркально ровной поверхностью сосуда. Некоторый архаизм в начертании надписи выражен в наличии разделительного знака в виде трех точек, поставленных вертикально; разделительный знак в виде точек в греческих лапидарных надписях начинает постепенно исчезать с конца V в., а на рубеже V-IV вв. три точки исчезают окончательно; изредка встречаются лишь одна или две точки, или горизонтальная черточка9.
Рис. 2. Ножка канфара: а - профиль, б - вид снизу
Второй фрагмент представляет собой профилированную ножку чернолакового аттического канфара; надпись Διος Πατρώιο вырезана на нижней конусообразно углубленной ее поверхности (рис. 2, 3). Обломок был найден случайно в 1962 г. на городище Мирмекий вблизи раскопа "И", где исследовался зольник. Хранится в Москве, в Гос. Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Качество лака еще довольно высокое, но по глубине, ровности и блеску лаковое покрытие данного сосуда уступает рассмотренному выше. Такая форма ножки характерна для канфаров IV в. до н.э., но встречается и позже. Данный экземпляр следует отнести к чрезвычайно распространенным аттическим канфарам IV в., скорее последних его десятилетий. Что касается характера письма, то начертание букв, довольно небрежное, приближается к скорописи. Лунарная сигма, слегка изогнутые линии Δ, П, I, маленькая головка Р, уменьшенные О и Ω в сравнении с длинными I и Р, все это сближает шрифт данного граффито с характером письма раннеэллинистического времени10. Наиболее вероятной датой данного сосуда с начертанной на нем надписью следует считать конец IV или, может быть, начало III в. до н.э.
Рис. 3. Факсимиле граффито на ножке канфара
Почитание Зевса с эпиклезой πατήρ восходит к глубочайшей древности, во всяком случае еще к эпохе родового общества. Зевс почитался как владыка дома, глава патриархальной семьи. Как известно, не только почти все боги были, по мифам, его детьми, но и знатные аристократические роды старались возводить к нему свою генеалогию. Зевс, согласно Гомеру, был πατηρ ανδρων τε θεων τε. Он - защитник и покровитель басилевса, а следовательно, и подвластной басилевсу общины; а с развитием полиса представление о Зевсе-Отце развилось в разных направлениях. Если прежде Зевс почитался как покровитель басилевса и управляемой им общины, теперь он стал покровителем и защитником полиса, его законов и установлений, его политической свободы и процветания. В демократическом полисе Зевс-Отец почитался как хранитель морального, общественного и государственного порядка и как Βουλαιος ("советчик" или возглавляющий Совет). Как защитник родов и родовых святынь Зевс получил эпиклезы Φράτριος и Πατρώος - "Отчий"11.
Лапидарные надписи сообщают о культе Зевса Πατρώιος начиная с V в. до н.э. Так, стела из раскопок Эфеса с надписью Ζηνος Πατρώ [ιο] ιερόν происходила из святилища Зевса Отчего12 и служила, вероятно, межевым камнем этого святилища. К рубежу V-IV вв. относится надпись из Дельф, содержащая установления фратрии Лабиадов относительно жертвоприношений по случаю культовых празднеств, и в том числе Зевсу Πατρώιος и Аполлону Πατρώιος по случаю праздника жатвы Букатия, справлявшегося в их честь13. Фратрия Клитидов на Хиосе около 335 г. до н.э. решила построить на своем теменосе общественный дом и перенести туда из частных домов общественные жертвоприношения, которые совершались в честь Зевса Πατρώιος14. О существовании святилища Зевса Отчего в городе Линде на о-ве Родосе мы узнаем из надписи конца II в. до н. э. (SIG3, 931).
Приведенные примеры лапидарных документов свидетельствуют о довольно широком распространении в греческом мире культа Зевса Отчего в сфере общественной жизни как покровителя общины или рода. Можно, однако, привести примеры почитания этого божества и в сфере частной жизни. Согласно надписи III в. до н. э. из Галикарнаса15, оракул Аполлона Тельмесского дал прорицание галикарнасцу Посидонию почитать и умилостивлять жертвоприношениями Зевса Отчего, Аполлона Тельмесского, Мойр, Матерь богов, а также своего личного и своей жены Άγαθόν Δαίμονα, "подобно тому, как было у предков". В святилище в Тегее (Аркадия), согласно рассказу Павсания16, боги почитались в образе обработанных камней. И действительно: раскопками было вскрыто святилище, где на стелах, блоках, гермах, колоннах были начертаны имена богов в родительном или дательном падежах, некоторые с добавлением имен посвятителей, в том числе посвящение Зевсу Отчему от некиих Антиоха и Дамострата17. В Аполлонии Фракийской был найден вотив I в. н.э. - мраморная колонна с посвятительной надписью Зевсу Отчему по обету (IGBR I2, 402). Культ этого греческого божества оставил свои следы в Риме императорской эпохи: возле "Рыбного рынка" был найден мраморный алтарь с надписью II в. н.э. - посвящением Зевсу Отчему18.
Бог, который мыслился как всеобщий отец - глава дома, его владыка в хранитель, Ζευς πατήρ в представлении греков являлся и божественным защитником каждого данного конкретного дома. Как покровитель дома он почитался с эпитетом Ερχειος - "оградный"19, при этом понимался "дом" как обнесенное оградой домовладение, двор с водруженным там алтарем20. Как владыка и правитель дома Зевс представлялся и охранителем домашней собственности; в этом качестве он почитался как Зевс Κτήσιος (в дорич. диалекте - Πάσιος). Представление о Зевсе Έρκειος и Зевсе Κτήσιος нашло широкое отражение в древнегреческой литературе как в прозе (у историков и ораторов), так и в драме (трагедии и комедии).
Ранние свидетельства о почитании Зевса Έρκειος и Зевса Κτήσιος находим мы и в лапидарных документах, причем упомянутые в надписях эпитеты нередко совмещались в различных комбинациях. Так, в Галепсе (близ Пангея) во Фракии Зевс, наделенный двумя эпитетами - Έρκειος Πατρώιος, почитался в одном святилище с Зевсом Κτήσιος, о чем свидетельствует надпись на межевом камне, датированная примерно 400 г. до н.э.21 На Фасосе, как сообщает надпись также на межевом камне святилища, Зевс назван Ζευς Κτήσιος Πατρώιος22. Почитание Зевса Ερχειος настолько глубоко вошло в религиозное сознание эллинов, что в Афинах при докимасии архонтов наряду с прочим их спрашивали, есть ли у них Аполлон Πατρώιος23 и Зевс Έρκειος, где у них находятся эти святыни, есть ли усыпальницы24 и где они расположены25.
Вопросу о культе Зевса Сотера я посвятила специальную статью26 и здесь позволю себе напомнить лишь ее основные положения. Культовым эпитетом Σωτήρ эллины наделяли различных богов, но раньше всех других его получил Зевс27. Эсхил называет Зевса Σωτήρ наряду с высшими небесными и хтоническими богами как высшего хранителя и защитника дома; он - спаситель и хранитель не только отдельных лиц, но и родов, государств, войска в походе. Храм Зевса Сотера был воздвигнут близ моря в Пирее, очевидно, как защитника тех, кто в море (Strabo, XI, 1, 15). Разнообразные эпитеты, которыми наделяли Зевса, такие, как Μειλίχιος, Φίλιος и др., в основе своей были, по-видимому, примерно идентичными, в то время как официальным культом был культ Зевса Сотера, и в качестве такового он почитался и в величественном храме, упомянутом Страбоном28.
Почитание Зевса Φίλιος на Боспоре засвидетельствовано пока единственным граффито на чернолаковой чаше IV или III в., найденной В.В. Шкорпилом в 1907 г. при раскопках пантикапейского некрополя: ι ε]ρος Διος Φιλίου29. По мнению М. П. Нильсона, почитание Зевса Филия было обусловлено потребностью в божестве, защищавшем индивидуальные интересы. Зевс Φίλιος - бог пиршеств, и культ его, следовательно, был домашним культом. Упоминание его встречаем обычно в формулах клятв у писателей Еврипида, Аристофана, Платона. Посвятительные надписи Зевсу Φίλιος, найденные в Афинах и Эпидавре, дают основание предполагать связь культа Зевса Филия с Асклепием. С другой стороны, стела - посвящение от ερανισταί свидетельствует, что Зевс Филий был покровителем дружеских застольных встреч и в то же время покровителем семьи, верной любви и дружбы30.
В древнегреческой литературе сохранилось немало упоминаний об обычаях совершать винные возлияния в честь Зевса Сотера. Большинство авторов указывает, что этому божеству посвящался третий кратер. В сфере частной жизни Зевс Сотер был любимым домашним божеством, защитником дома. Ему совершались возлияния на домашних алтарях по поводу различных семейных событий. При раскопках древних жилых домов находили немало миниатюрных каменных алтарей и сосудов для питья вина с именами богов в родительном падеже Зевса Спасителя, Афродиты, Диониса, Гигиеи, Афины, Άγαθου Δαίμονος. Особенно много таких находок было на о-ве Фере, в Олинфе, на Делосе.
В данном случае нам интересен вопрос, какую роль играли культы Зевса Спасителя и Зевса Отчего в религиозной жизни Боспора. Эпиграфических свидетельств о культе Зевса Отчего на Боспоре очень мало. Кроме публикуемого здесь донышка канфара с надписью Διος Πατρώιο из Мирмекия сохранилось сведение еще лишь об одном граффито на наружной стороне донышка одной из чернолаковых чаш, найденной в 1906 г. В. В. Шкорпилом при раскопках некрополя в Керчи. Надпись посвятительная: Τίβης Διι Πατρώιωι και "Ιτης31. Второе имя, по-видимому, было приписано дополнительно. Сама чаша датируется IV, а может быть и III в. до н. э.32. Отдавая себе отчет в том, что до нас дошла лишь незначительная часть эпиграфического материала и потому наши сведения весьма неполны, все же приходится отметить прежде всего отсутствие упоминания Зевса Отчего в боспорских лапидарных надписях; между тем культы, имевшие отношение к сфере общественной и политической жизни, находили свое отражение прежде всего в лапидарной эпиграфике, а не в граффити на сосудах.
Иная картина раскрывается при рассмотрении свидетельств о почитании на Боспоре Зевса Спасителя. В данное время на Боспоре известно не менее пяти чернолаковых сосудов с именем Зевса Сотера: помимо приведенного здесь килика из Мирмекия, опубликованного мною канфара с его именем из Гермонассы33 и двух фрагментов, опубликованных И. И. Толстым34, известна еще одна аттическая чернолаковая чаша на низком поддоне из раскопок некрополя Пантикапея, производившихся В. В. Шкорпилом в 1909 г.; на донышке ее с наружной стороны - граффито: αμ]ρωτις Διος Σωτηρος35. Кроме того, из Мирмекия происходит известняковый миниатюрный фрагментированный алтарик для возлияний, I в. н.э., посвященный Зевсу Спасителю как благодарственный дар (КБН, 868). Все указанные памятники являются свидетельством почитания Зевса Спасителя в сфере домашней жизни, в семье. Однако Зевс Сотер почитался на Боспоре и как хранитель и защитник государства, полиса, что нашло свое отражение и в лапидарной эпиграфике. Так, в найденной в 1962 г. горгиппийской надписи 15 г. н.э. с текстами рескриптов царя Аспурга слова: ι]δρύσαντο Διι Σωτηρι говорят о том, что горгиппийцы, которым распоряжениями царя Аспурга были дарованы материальные льготы, посвятили эту монументальную плиту с текстами царских распоряжений Зевсу Спасителю36. Этот документ отражает большое значение культа Зевса Сотера в государственной и общественной жизни Боспора. Вероятно, тому же божеству был построен храм в Пантикапее, на северо-восточном склоне горы Митридат, где в 1908 г. при раскопках был найден обломок карниза с фрагментированной надписью Σω]τηρος37. Вокруг культа Зевса Сотера на Боспоре в первые века нашей эры создавались объединения почитавших его вместе с его божественной супругой Герой Сотейрой, как θεοι σύμβωμοι (КБН, 76). Вокруг культа этих богов-Спасителей группировалось культовое объединение высшей придворной аристократии Боспора - аристопилитов38.
Приведенные материалы свидетельствуют, что почитание Зевса Спасителя было достаточно распространенным на Боспоре и глубоко проникло в религиозное сознание и не только в сфере домашней, частной жизни, но и в жизни общественной и государственной. Почитание Зевса Отчего засвидетельствовано на Боспоре в традициях домашних культовых обрядов всего двумя надписями-граффити IV-III вв. на сосудах для питья вина. Что же касается общественной жизни, то Зевс Отчий отступает окончательно перед Зевсом Спасителем как хранителем и защитником государства, покровителем общественных организаций и даже небесным заступником и опорой в семейном быту. В качестве покровителя родовой основы государства на Боспоре упоминается Зевс с другой эпиклезой - Γενάρχης, т. е.. "родоначальник". Это фрагмент посвятительной надписи на постаменте статуи от имени боспорского царя, согласно дополнению В. В. Латышева, - Фарнака39. Но остается неясным, назван ли Зевс Генархом потому, что царь возводил к нему свое происхождение, или в том смысле, что Зевс был общим прародителем и владыкой.
Отдельные богатые и знатные роды на Боспоре отдавали себя и свой род специально под покровительство Зевса. В качестве бога - покровителя рода мы встречаем Зевса в паре с Герой в надписи 105 г. н. э. с Таманского полуострова. Это документ об освобождении раба на волю, осуществляемого в форме посвящения его "Зевсу и Гере Килидов" (КБН, 1021). Носили ли Зевс и Гера в родовом культе Килидов какой-либо культовый эпитет, неизвестно, но роль их в религиозном сознании почитателей была, вероятно, идентичной роли богов-Спасителей. Следует предполагать существование родовой святыни Килидов, посвященной этим богам. Сохранение на Боспоре традиции почитания древних отеческих богов оставило свой след в надписи, найденной в раскопках Фанагории, посвященной θεοις ηατρίοις40.
Примечания:
1. В.Ф. Гайдукевич, Мирмекийские зольники-эсхары, КСИА, 103, 1965, стр. 29.
3. Там же, стр. 29, 31, 34; ср. V.F. Gajdukevič, Das Bosporanische Reich, В., 1971, стр. 182.
4. Гайдукевич, Мирмекийские зольники..., стр. 31.
5. Этот фрагмент сосуда и надпись на нем были упомянуты мною без автопсии, на основании устной справки сотрудников экспедиции: см. А.И. Болтунова, О культе Зевса Сотера на Боспоре, сб. "Культура античного мира", М., 1966 стр. 31.
6. Ср. В.A. Sраrkes and L. Talсоtt, Black and plain pottery. The Athenian Agora, vol. XII, part 2, Princeton - New Jersey, 1970, табл. 28, IV, 651-653. Ср. аналогичный килик, найденный в Мирмекии: В.Ф. Гайдукевич. Раскопки Мирмекия в 1935-1938 гг., МИА, 25, 1952, стр. 145, рис. 19, 4.
7. Ср. А.И. Болтунова, Т.Н. Книпович, Очерк истории греческого лапидарного письма на Боспоре, НЭ, III, 1962, табл. II, 1 на стр. 9.
8. Δ, Ω, Σ (в слове (Διός) и левый конец горизонтальной линии Т, где резец соскочил.
9. М. Guarducci, Epigrafia greca, I, Roma, 1967, стр. 394 сл.
10. Ср. Болтунова, Книпович, ук. соч., стр. 9, табл. 11, 4, стр. 15, рис. 6.
11. М.Р. Nilssоn, Geschichte der griechischen Religion, I2, München, 1955, стр. 417-419.
12. J. Кeil, G. Mаresсh, Epigraphische Nachlesc zu Miltners Ausgrabungsberichten aus Ephesos (Jahreshefte, 23 [1926], Beiblatt 257).
13. Fr. Sokolowski, Lois Sacrées des cités grecques, P., 1969, стр. 152-155.
14. SIG3, 987=Sokolowski, ук. соч., № 118; см. также Nilssоn, ук. соч., II2, 1956, стр. 72.
15. SIG3, 1044; Nilssоn, ук. соч., II2, стр. 116.
16. Paus., II, 9, 6; VIII, 48, 6; VII, 22, 4.
17. IG, V, 2, № 59-66; cp. Nilssоn, ук. соч., I2, стр. 206, прим. 4.
18. L. Mоretti, Inscriptiones Graecae urbis Romae, I, Romae, 1968, № 96.
19. O. Gгuppe, Griechische Mythologic und Religionsgeschichte, München, 1906, стр. 1114, сл.
20. Od. XXII 335; Herоd.,VI, 68 и др.
21. RA, IX, 1937, стр. 193 = SIG3, 991.
22. RА, IX, 1937, стр. 195; SIG3, 911; J. Роuillоuх, Recherches sur l'histoire et les cultes de Thasos, P., 1954, стр. 220, 227-231, 329.
23. Аполлон назван Πατρώιος, поскольку он - общий бог всех ионийцев, отец Иона, мифического прародителя ионийцев.
24. Подразумеваются родовые усыпальницы - центры родового культа.
25. Аrist., De rep. Ath. 55; ср. Nilssоn, ук. соч., I2, стр. 556 сл.
26. Болтунова, ук. соч., стр. 29-38.
27. Эпитет Σωτήρ имел религиозное значение и прилагался к людям только в случае их официального обожествления.
28. Nilssоn, ук. соч., I2, стр. 416, прим. 1.
29. АА, 23, 1908, стб. 171; ср. Е. Мinns, Scytians and Greeks, Cambr., 1913, стр. 616 сл.
30. Nilssоn, ук. соч., I2, стр. 808 сл.
31. АА, 22, 1907, стб. 139; ср. Мinns, ук. соч., стр. 616 сл.
32. Имена Τίβης и "Ιτης на Боспоре встречаем в дошедших до нас лапидарных надписях; Τίβης - в пантикапейском надгробии КБН, 225, которое В. В. Латышев и К. Ватцингер датируют IV в. до н. э., "Ιτης - в горгиппийском каталоге победителей на состязаниях первой половины III в. до н. э. - КБН, 1137 Б, 2, 31.
33. Болтунова, ук. соч., стр. 30.
34. И.И. Толстой, Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья, М.-Л., 1953, стр. 98-100, № 100 и 161.
35. В.В. Шкорпил полагал, что άμ|φωτις - античное название сосуда, что, однако, не встретило согласия (Jahrbuch des Deutschen Archaeologischen Instituts, Bd.XXV, 1910, стр. 209; ср. Minns, ук. соч., стр. 616 cл.).
36. Т.В. Блаватская, Рескрипты царя Аспурга, I, CA, 1965, № 2, стр. 198. Сопоставление данного документа с надписями из Ольвии и Херсонеса приводит к выводу о существовании традиции посвящать Зевсу Спасителю стелу, на которой публикуется текст важного документа (ср. почетный декрет ольвийского народного собрания IOSPE, I2, 25, посвящения частных лиц IOSPE, I2, 162, посвящение построенной на частные средства стены, общественного назначения в Херсонесе IOSPE, I2, 438).
37. В.В. Шкорпил, Боспорские надписи, найденные в 1908 г., ИАК, 33, 1909, стр. 29-30, № 12 = КБН, 824; Болтунова, ук. соч., стр. 34-35.
38. КБН, 36. Ср. М.И. Ростовцев, Представление о монархической власти в Скифии и на Боспоре, ИАК, 49, 1913, стр. 29, прям. 2; Болтунова, ук. соч., стр. 36.
40. КБН, 977. Плита была найдена в слое, который В.Д. Блаватский датирует IV-V вв. н.э. Однако Н.П. Розанова (ВДИ, 1949, № 3, стр. 174) полагает, что надпись относится к более раннему времени и попала в этот слой случайно из более ранних напластований.
Рубрика: Библиография.