Архаическая керамика из некрополя Мирмекия в собрании Эрмитажа

БУТЯГИН А.М.

 

СГЭ, вып. LX. 2003. С. 58-63.

 

Судьбу предметов из дореволюционных раскопок античного города Мирмекий, расположенного на северном берегу Керченской бухты, можно назвать печальной. Мало того, что среди материалов этих раскопок не всегда удается выяснить точное расположение раскопанных погребений, но даже те вещи, которые, без сомнения, были найдены в окрестностях городища, рассеяны в разнообразных музейных коллекциях. В Эрмитаже хранится более 100 предметов, происходящих из этого некрополя, в том числе резные камни и изделия из драгоценных металлов, но все они находятся в коллекции материалов, добытых при раскопках некрополя соседнего Пантикапея, и скрываются под литерой "П". Здесь мы рассмотрим только ту часть мирмекийских керамических сосудов, которые относятся ко времени поздней архаики1.

Следует сказать, что этой эпохе принадлежит и целый ряд стеклянных сосудов из так называемого финикийского стекла (инв. № П. 1885.26-29, П. 1903.172), которыми, пожалуй, и исчерпывается список наиболее ранних находок из дореволюционных раскопок мирмекийского некрополя.

Все эти находки (за исключением одного стеклянного алебастра) были сделаны во время раскопок под руководством Ф. И. Гросса, который, исследуя "сплошную могильную насыпь" за Карантинной слободкой [7, с. XXXVII], начал работы на мирмекийском некрополе в 1883 г. В 1885 г. он раскопал береговую часть городища и, одновременно с ним, некрополь в 1,5 км к северо-востоку от городища - "на плоской возвышенности близ дороги в Еникале" [8, с. LXXXIX]. В 1888 г. Гросс совместно с А. А. Бобринским вел раскопки у Мирмекия и на Аджимушкайской ул. [8, с. CCXV]. В следующем году он последний раз руководил работами на некрополе, после чего исследования на время прервались [9, с. 7-10]. К сожалению, в журнале раскопок, присланном в Археологическую комиссию, Гросс не описывает подробно открытые им могилы, давая только общий их почерк. Вещи, найденные в могилах, также перечислены подряд, без подробного указания их происхождения [1, оп. 1885 г., д. 10, л. 35; 4, с. 35-36].

 

Илл. 1. Чернофигурные лекифы: 1 - инв № П 1885.18; 2 - инв. № П. 1885.20

 

Практически все описанные ниже предметы (за исключением оговоренных случаев) были найдены в "земляных гробницах". Под ними, как правило, стоит понимать вырытые в земле (реже, высеченные в выходах скалы) могильные ямы, перекрытые двумя или более каменными плитами. В состав инвентаря обычно входят один или несколько лекифов и амфор, хотя многие могилы были безынвентарными. Подобную могилу детально описал в своем рукописном отчете А. А. Бобринский [1, оп. 1888 г., д. 64, л. 13, 14]. К сожалению, судьба вещей, найденных в этом захоронении, неизвестна, равно, как и его номер, так как нумерация автора не совпадает с отчетом Ф. И. Гросса. Два аналогичных захоронения были обнаружены В. Ф. Гайдукевичем при раскопках участка "Б" городища Мирмекий [5, с. 142-145]. Эти могилы маркируют южную границу некрополя, в рассматриваемый период находившегося возле северного края поселения. Следует учесть, что на дореволюционных материалах точно выделить все гробницы, относящиеся к мирмекийскому некрополю, в настоящее время не представляется возможным. Е. Г. Кастанаян выделяла 66 могил из некрополя Мирмекия, относящихся к V в. до н. э., но представляется, что число могил, относящихся к эпохе поздней архаики (до конца первой трети V в. до н. э.), не превышает трети от этого числа [7, с. 287]. В данном случае можно опираться только на датировку археологического материала из погребений. Здесь рассмотрена керамика только из тех погребений, относительно которых авторы раскопок отметили, что могилы найдены возле Мирмекия или рядом с карантином, который в то время занимал значительную часть городища. Множество раскопанных в начале XX в. В. В. Шкорпилом могил располагались справа или слева от Карантинного шоссе, иногда отмечено: "у берега моря" [10. с. 43-54]. По традиции все эти погребения относят к некрополю Пантикапея, то есть, нет никакого сомнения, что где-то в этом районе некрополи Пантикапея и Мирмекия сливались. Из раскопок 1885 г. происходит ряд чернофигурных цилиндрических лекифов. Наиболее интересен сосуд из гробницы № 44 (инв. № П. 1885.22, вые. 15,5 см, илл. 2.2). На его тулове справа изображен сражающийся Геракл с палицей, перед ним упавший мужчина, над которым расположена фигура Ники. По бокам сохранились остатки изображений еще двух фигур. Плечики лекифа украшены пальметками, а горло - палочным орнаментом. В рисунке активно использована резьба. Лекиф имеет определенное стилистическое сходство с ранними образцами группы Хаймона и датирующимися 490-480 гг. до н. э. [20, Nr. 61, 1], но отличается от них по форме. Возможно, лекиф относится к группе Толоса, которая имеет большое сходство с группой Хаймона [17, S. 137-139]. По всей видимости, сосуд можно отнести к классу Афины 581,1, который датируется началом V в. до н. э. [2, с. 28-30].

  

Илл. 2. Чернофигурные лекифы:1 - инв. № П. 1888.2; 2 - инв. № П. 1885.22. Эрмитаж

 

Другой чернофигурный цилиндрический лекиф, происходящий из гробницы № 25, с очень грубым изображением человека на ложе и стоящей рядом фигуры, украшенный по горлу палочным орнаментом (инв. № П. 1885.18, вые. 13 см, ил. 1, 1), можно отнести к группе Хаймона [2, с. 2-33; 20, Nr. 213, 1, 203, 3; 17, pl. 41.1-2] и датировать началом второй четверти V в. до н. э. Последний чернофигурный лекиф, открытый в 1885 г. в могиле № 34, украшен двойными пальметками и палочным орнаментом по плечикам (инв. № П. 1885.20, вые. 11.4 см, ил.1, 2), относится к продукции мастерской мастера Ведьмы [2, 32-34; 20, Nr. 96, 17] и датируется временем около 470 г. до н. э. Кроме того, в гробницах № 29 и 45 найдены два миниатюрных краснофигурных аттических лекифа, на первом из них (инв. № П. 1885.19, вые. 10,4 см. ил. 5, 1) изображена бегущая вправо женщина в хитоне, а перед ней какой-то круглый предмет. На втором лекифе (инв. № П. 1885.23, выc. 10,3 см, ил. 5, 2) также помещена бегущая вправо женщина, перед которой стоит ящик. Плечики обоих сосудов украшены палочным орнаментом и рядом точек. Изображение нечеткое, грубое, детали проработаны слабо. Без сомнения, оба сосуда происходят из одной мастерской, возможно, мастера Эсхина [20, Nr. 269, 1, 262, 1; 11, с. 139-142, № 160, 161]. Их можно датировать временем, близким к середине V в. до н. э., хотя не исключено, что они изготовлены несколько раньше.

 

Илл. 3. Фрагмент дна краснофигурного килика (инв. № П. 1885.9). Эрмитаж

 

Самая любопытная находка 1885 г. - небольшой фрагмент дна аттического килика с изображением пляшущего сатира с чехлом от флейты в руках (инв. № П. 1885,9, ок. 11 х 11 см, ил. 3). Фрагмент найден не в могиле, а в "сплошной могильной насыпи", т. е. просто в культурном слое некрополя. Е. О. Прушевская предполагала, что он происходит из засыпи. для которой брали мусор с городища, но также вероятно, что фрагмент мог быть выброшен из могилы при позднейшем использовании или ограблении некрополя. Этот обломок керамики пока единственный из всего мирмекийского архаического материала удостоился не просто издания, а отдельной статьи [12, с. 119-129]. Автор относила его к работам мастера Панайтия и датировала концом VI в. до н. э. [12, с. 127]. В настоящее время представляется возможным уточнить датировку фрагмента. В коллекции Эрмитажа содержится еще один черепок от вазы того же мастера, с изображением Сатира (инв. № Б. 1531), в отличие от представленного, с мехом для вина в руках. Обломок неоднократно опубликован и упомянут в нескольких работах [11, с. 66-67, № 67; 19, tab. 7, b. I; 14, p. 331, N 21]. Сходство обоих фрагментов несомненно, причем последний из них датируется послевоенными исследователями временем около 490 г. до н. э. К этому же времени можно отнести и мирмекийский фрагмент. Следует упомянуть, что Д. Бизли позднее объединил мастеров Панайтия и Онесима и, следовательно, считал этот фрагмент работой мастера Онесима [11, с. 67], об этом пишет и Д. Бордман [15, р. 133-134].

Раскопки 1888 г. проходили, как уже говорилось, вблизи границ городища. Из них в коллекцию Эрмитажа попали три предмета, которые можно отнести к эпохе поздней архаики. Два происходят из погребения № 14. Это чернофигурный аттический лекиф коринфский кофон2.

Чернофигурный цилиндрический лекиф (инв. № П. 11. 1888.2, выс. 16,4 см. ил. 2,1) с изображением колесницы, которой правит женщина, перед колесницей изображена сидящая, а сзади - стоящая женские фигуры (в изображении использованы резьба и белая накладная краска), имеет массу аналогий и, без сомнения, относится к группе Хаймона [б, № 124; 2, с. 32-34; 20. Nr. 109, 2; 134, 2; 213,2; 176, 1; 215,4; 17, pl. 39. 2].

Рисунок на тулове нечеткий, грубый, лак жидкий. Плечики украшены палочным орнаментом, на тулове над рисунком три ряда точек. Этот лекиф можно датировать 70-60-ми гг. V в. до н. э.

Кофон - сосуд, который встречается в Северном Причерноморье редко, но регулярно. Кофоны найдены почти на всех крупных памятниках, существовавших начиная с периода архаики. Сосуд, обнаруженный в могиле № 14, сильно потерт и очень бедно украшен (№ П. 1888.3, диам. 13,3 см, ил. 4). Орнамент представлен только линией точек под краем и двумя сильно выцветшими окружностями на дне. Подобный кофон можно датировать началом V в. до н. э.[3, с. 251-252; 16, р. 427; 13, р. 474]. В данном случае время могилы уточняется лекифом, и весь комплекс относится к рубежу первой - второй четверти V в. до н. э.

 

Илл. 4. Коринфский "кофон" (эксалейптрон, инв. № П. 1888.3). Эрмитаж

 

В земляной гробнице № 65 был открыт замечательный краснофигурный лекиф (инв. № П. 1888.9, выс. 13,4 см, ил. 5, 4), превосходящий по размерам и качеству все подобные находки с мирмекийского архаического некрополя. На тулове лекифа изображена женщина в хитоне, бегущая вправо с повернутой назад головой. Перед ней расположен алтарь с двумя волютами по краю и линией черных кружков. Над рисунком линия меандра. Плечики украшены чернофигурными пальметками, над которыми идет палочный орнамент. Отбитое горло лекифа реставрировано. Сосуд отличается от других найденных на некрополе лекифов большей точностью и ясностью рисунка, однако его мастер не достигает уровня великих мастеров раннего краснофигурного стиля. Манера изображения, характерная форма алтаря и украшения плечиков позволяют датировать лекиф временем ок. 480 г. до н. э. и связать его с именем мастера Бовдоин [11, с. 119-120, № 129-131; 15, р. 59], который, по мнению Хаспельс, может отождествляться с мастером Афины [18, р. 157-160; 14, р. 470].

 

Илл. 5. Краснофигурныс лекнфы: 1 - инв. № П.1885.19: 2 - инв. № П.1885.23; 3 - инв. № П. 1889.8; 4 - инв. № П. 1888.9. Эрмитаж

 

В 1889 г. в погребении № 52 был найден еще один миниатюрный краснофигурный лекиф (инв. № П. 1889.8, выс. 10 см, ил. 5,3). На его тулове изображена женщина в плаще и хитоне, бегущая влево с факелом в руках, за ее спиной - колонна. Голова женщины повернута назад. Плечики лекифа украшены палочным орнаментом. Нет никаких сомнений, что этот сосуд относится к той же группе, что и лекифы, найденные в 1885 г., - группе мастера Эсхина, и датируется временем около середины V в. до н. э. В целом, несмотря на свои небольшие размеры, коллекция архаической керамики мирмекийского некрополя дает нам несколько хороших образцов греческой вазописи и дополняет наши знания о некрополях античных городов Северного Причерноморья.

 

Примечания:

 

1. В Мирмекии рубежом архаической эпохи можно считать конец первой трети V в. до н. э., когда значительная часть города была разрушена и покинута в результате военных действий.

2. Последние исследования показали, что сосуд традиционно называемый "кофон", в действительности назывался "эксалейптрон" [13, р. 470], и во избежание путаницы, я буду пользоваться традиционным названием.

 

Литература:

 

1. Архив ИИМК. ф. 1.

2 Борисковская С. П. Аттические чернофигурные лекифы из коллекции Пантикапея // ТГЭ. СПб., 1997. [Т.] XXVIII.

3. Борисковская С. П. Расписная керамика архаического Коринфа. Ее художественное и историческое значение. Дисс. ... канд. ист. наук. Л., 1966.

4. Бутягин А. М. Архаический некрополь Мирмекия // Проблемы истории и археологии Украины: Тез. докл. науч. конф. 21-23 октября 1999 г. Харьков, 1999.

5. Гайдукевич В. Ф. Раскопки Мирмекия в 1935-1938 гг. // МИА. Боспорские города. М; Л., 1952. Т. I. № 25.

6. Горбунова К. С, Передольская А. А. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983.

7. Кастанаян Е. Г. Грунтовые некрополи боспорских городов VI-IV вв. до н. э. и местные их особенности // МИА. Некрополи боспорских городов. М.; Л., 1959. № 69.

8. Отчет Археологической комиссии за 1882-1888 годы. СПб., 1891.

9. Отчет Археологической комиссии за 1889 год. СПб.. 1902.

10. Отчет Археологической комиссии за 1903 год. СПб., 1906.

11. Передольская А. А. Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже: Каталог. Л., 1967.

12. Прушевская Е. О. Обломок краснофигурного килика из Мирмекия // Труды Отдела истории искусства и культуры античного мира / Государственный Эрмитаж. Л., 1945. Т. I.

13. Amix D. A. Corinthian vase-pairing of the archaic period. Commentary. Berkeley; Los Angeles; London, 1988. Vol. II.

14. Beazly J. D. Attic Red-Figure Vase-Painycrs. Oxford, 1963. Vol. I.

15. Boardman J. Athenian Red Figure Vases. The Archaic Period. London, 1975.

16. Boriskovskaja S. P. On Trade Connections between the Greek Cites of the Northen Black Sea Cost and Corinth in Archaic Period //Die Griechische vase. Wissenschaftliche zeitschrin der Universttat Rostock. Rostock, 1967. Jg. XVI. Gesellschaft- und sprachwissenschaftliche reihe. H. 7/8.

17. CVA. Russia 1. Roma, 1996.

18. Haspels C.H.E, Attic black-figured lekythoi. Paris, 1936.

19. Herford M. A. Handbook of Greek Vase Painting. Manchester, 1919.

20. Knigge U. Dersudugei. Kerameikos. Berlin, 1976. Bd. IX

Рубрика: Библиография.

Rambler's Top100