К интерпретации зольников Мирмекия (свидетельства Павсания и боспорская культовая практика)

Бутягин А.М. 

Боспорский феномен: проблема соотношения письменных и арехологических источников. СПб. 2005. С. 101-107.

 

Многометровый зольник, открытый в центральной части городища Мирмекий послужил основой для знаменитой статьи В. Ф. Гайдукевича, трактовавший его как огромный зольный алтарь -"эсхару" (Гайдукевич. 1965. С. 28-37). Источником для такой интерпретации являлись подобные сооружения, упомянутые в знаменитом сочинении Павсания, подтвержденные археологическими раскопками некоторых алтарей. Подобная интерпретация часто распространяется и на другие боспорские зольники, как аналогичные мирмекийскому, так и расположенные на склонах. В Китее весь зольный холм, расположенный в центральной части городища, интерпретировался как святилище (Молева. 2002. С. 22). В последнее время Мирмекийская археологическая экспедиция исследовала часть зольника № 1 в центральной части Мирмекия, а также открыла мощный зольный слой к западу от скалы Карантинного мыса. Кроме того, аналогичный последнему объект затронут к западу от скалы, но пока не исследован. Все эти раскопки позволяют существенно дополнить наблюдения В. Ф. Гайдукевича, а также снова обратиться к Павсанию, чтобы еще раз проверить, до какой степени открытые зольники соответствуют описаниям последнего.

Кратко напомню сведения о зольных алтарях, содержащиеся в книге Павсания (Paus. V. 13. 8-11; 14. 8. 10; VIII. 38. 7). Наиболее подробно описан алтарь Зевса Ликейского в Олимпии, который образован из пепла бедренных костей жертвенных животных. Кроме того, туда включалась зола из очага в пританее, которая смешивалась с водой. Алтарь представлял собой холм диаметром 37,5 м, высотой 6,6 м. Павсаний упоминает, что аналогичные по размерам алтари есть и в Афинах, Пергаме, в самосском святилище Геры, в милетских Дидимах. В самой Олимпии из золы были сделаны еще алтари Геры и Геи. Данные раскопок некоторых зольных алтарей в материковой Греции и Ионии демонстрируют небольшие холмы с насыщенными золой слоями. В слоях обнаруживают множество костей, миниатюрные вотивные сосуды и терракоты, фрагменты керамики с посвятительными граффити, фрагменты оружия и орудий труда. Приведенные выше данные позволили В. Ф. Гайдукевичу однозначно интерпретировать мирмекийские зольники как зольные алтари. Ученый справедливо отметил, что мирмекийский зольник превосходит по размерам алтарь Зевса Ликейского. Отметим, что зольник в Мирмекии, возможно, в 1,5 раза больше, чем представлялось в 1960-х г., а зольник в Китее еще масштабнее. Исходя из этой логики боспорские "эсхары" должны быть значительно популярнее, чем алтари крупнейших святилищ Греции, функционировавшие в течение многих столетий.

В 2001 г. Мирмекийская экспедиция исследовала небольшой участок зольника 1, сохранившейся после раскопок 1960-х г. Материал, полученный при раскопках, не позволил однозначно считать открытый объект культовым комплексом (Бутягин. 2002. С. 94). Наличие в слое многочисленных фрагментов светильников и единичных обломков с граффити (последние не могут быть уверенно интерпретированы как посвящения). Впрочем, и первый исследователь зольника № 1 подчеркивал меньшую насыщенность слоя, чем та, которую можно наблюдать в зольнике №2 (Гайдукевич. 1965. С. 34). При этих раскопках, которые исследовали большую часть зольника № 1, был найден только один фрагмент посвящения, обращенный к Афродите, с именем которой и связывалось функционирование культового комплекса. Учитывая, что новых посвящений богине не обнаружено, такое предположение можно считать весьма гипотетическим.

В 2002-2004 г. к западу от скалы Карантинного мыса исследовался мощный слой серого золистого суглинка, в котором постоянно встречались мелкие обломки раковин мидий. Он располагался под кладками I-II в. н.э. и в верхней части носил следы выравнивания. В ходе этой нивелировки был сделан небольшой котлован забитый плотным желтым суглинком. Им же были заполнены несколько ям. На второй год исследований стало ясно, что исследуемый слой является зольником значительной плотности. В настоящее время напластования зольника исследованы на глубину более 3,5 м. Можно предполагать, что слой продолжается далее на глубину не менее 0,8 м. Таким образом, общая мощность слоя составляет не менее 4 м. Судя по всему, зольник начал формироваться в квадратной яме размерами 5x5 м, вырытой у основания скалы, возможно для этого специально подтесанной. При рытье ямы были прорезаны архаический и классический слои. Кроме того, в восточном борту котлована были обнаружены несколько трещин в скале, особый интерес из которых вызывает одна, шириной до 0,5 м. В ней открыто несколько последовательных захоронений собак, кроме того, возле нее в слое найдено несколько терракотовых женских протом.

Характер слоя по всей глубине не изменяется, хотя в нем встречены редкие линзы желтого суглинка, прослойки камки, мелкие камни, а также скопления крупных камней. Найдено несколько захоронений собак различной ориентировки и сохранности. Большая часть из них аккуратна (собака лежит на боку с поджатыми лапами), но есть и разрозненные части скелета. Наиболее интересными объектами, является очаг, сложенный из двух каменных плит и расположенная почти под ним родосская амфора с захоронением младенца. Последние объекты открыты в верхних слоях зольника и относятся, скорее всего ко II в. до н.э. В слое встречаются скопления печины, которые в некоторых случаях могут быть остатками временных очагов. Кроме того, возле восточного края зольника, в самых верхних слоях был открыт клад из 723 бронзовых монет второй четверти III в. до н. э. (Бутягин. 2004 а. С. 87). Впрочем, не исключено, что клад был сокрыт в одной из трещин скалы еще до того, как она была засыпана слоем зольника, так как его верхние слои относятся к следующему столетию. С другой стороны, поверхность скалы в этом месте вполне могла быть прикрыта слоем уже в III в. до н. э., но он частично смывался вниз, пока основная масса слоя во II в. до н.э. не перекрыла трещину с кладом.

В зольнике (условно, будем называть его "западный" зольник) найден огромный керамический материал - более 40000 фрагментов. Присутствует значительная примесь архаической и раннеклассической керамики в нижних и римской в верхних слоях. Преобладают, как и везде, амфорные фрагменты. В настоящее время число клейм, происходящих из слоя превышает сотню. В нижних слоях преобладают клейма Фасоса, Гераклеи и Синопы, в верхних - Родоса и Синопы. Вероятно, зольник функционировал в III-II в. до н.э., уточнить эти даты можно будет после окончания его исследования. Фрагменты черно-лаковой и расписной элленистической керамики из слоя достаточно многочисленны. Их подробная характеристика не входит в задачи этого сообщения. Можно остановиться только на одном простом красно-глиняном одноручном кувшинчике, подобном открытым в зольнике № 2. Граффити встречаются довольно редко, в настоящий момент их найдено менее трех десятков. Причем ни одно из них не может уверенно считаться посвятительным. Можно упомянуть также четырехстрочную надпись на стенке амфоры, которая, к сожалению, сохранилась весьма фрагментарно. Особый интерес представляют терракоты. Их фрагменты встречались в слое, но число их было невелико. В этом сезоне было найдено более двадцати фрагментов женских протом различного размера. Обломки залегали на разных глубинах, но по преимуществу располагались вблизи южного борта котлована в районе трещины. Отметим, что число терракот и их концентрация в сезоне этого года рекордны, что предполагает их скопление только в нижних слоях зольника. Фрагменты светильников не слишком многочисленны, преимущественно они относятся к бытовым светильникам со следами длительного использования. Изделия из кости довольно регулярно присутствуют в зольнике, причем, среди них выделяются высококлассные резные пластины с изображением Пана и нереиды на гиппокампе. Металлические предметы также представлены в зольнике несколькими фрагментами бронзовых наконечников стрел, гвоздями. Найден также любопытный медицинский инструмент в виде раздвоенной ложечки. Монеты, в отличие от терракот встречались по преимуществу в верхних слоях зольника. Хотя их число не особенно велико. Из редких находок можно упомянуть обломок мраморной капители (?) в виде листа аканфа и фрагмент ручки каменного лутерия.

Помимо "западного" зольника, при контрольной прокопке на участке к востоку от скалы Карантинного мыса был обнаружен слой мощностью не менее 1,5 м, также насыщенный золой, который можно условно именовать "восточным" зольником. Его наличие подтверждают раскопки В. Ф. Гайдукевича на участке "Л", который отметил мощный слой без следов построек к востоку от скалы (Гайдукевич. 1958. С. 213). Можно констатировать наличие зольников на обоих склонах скалы древнего акрополя.

Таким образом, в слоях западного зольника по преимуществу отсутствует самый главный признак использования зольников как культовых комплексов - наличие значительного числа вотивных приношений. Как представляется, захоронения собак не могут считаться таким признаком, так как их культовый характер неочевиден. Терракотовые протомы сконцентрированы только в нижних слоях зольника и, по всей видимости, связаны со щелью в скале, которая первоначально служила для приношений, а впоследствии для захоронений собак. Причем не исключено, что последние появились здесь уже много позже терракот. Остальной материал из зольника достаточно стандартен для мусорного выброса. Вещи, которые можно связать с культовой практикой весьма немногочислены - это терракоты и фрагмент каменного таза. Последний, конечно, мог попасть в зольник и случайно. Вместе с тем, наличие захоронения младенца в амфоре, обломки терракот в верхних слоях, граффити (среди которых, впрочем, нет ни одного, которое можно было бы уверенно связать с посвящением) могут свидетельствовать о периодическом использовании территории зольника в культовых целях.

В настоящее время развитие "западного" зольника можно представить следующим образом. Вначале на этом месте находилась трещина в скале, которая служила для культовых приношений, впоследствии здесь образовывается свалка, возможно, связанная с небольшим святилищем, которое было расположено на вершине скалы Карантинного мыса. Таким же образом образовался и "восточный" зольник.

Из трех исследованных зольников на территории городища Мирмекий два ("западный" и № 1) не могут считаться культовыми. Вероятно, это относится и к "восточному" зольнику. Таким образом, наибольшее количество находок, связанных с культовой практикой, относится к зольнику № 2. Тем не менее, и он не может в полной мере считаться "эсхарой", подобной описанных в сочинении Павсания. Несмотря на то, что в слоях зольника наличествует относительно большое количество терракот, несколько фрагментов с посвящениями и ряд миниатюрных сосудов, которые с определенной вероятностью могут быть связаны с культовой практикой, их число, учитывая грандиозные размеры холма. Для получения объяснения попробуем обратиться к окружающим постройкам.

Участок к северу и западу от зольника не раскопан и вряд ли будет исследован в ближайшие годы. Следует внимательно рассмотреть постройки, расположенные к югу от зольника. Связь между этими постройками и зольником предполагал и сам В. Ф. Гайдукевич (Гайдукевич. 1965. С. 37), даже считая их частью построек теменоса Мирмекия. Примерно в 15 метрах к югу от зольника № 2 находились два многокамерных комплекса значительной по масштабам поселения площади (Динамика их функционирования подробно изложена в курсовой работе Е. В. Грицик, сделанной под руководством автора). Здание, расположенное западнее являлось, скорее всего, домом богатого горожанина, включавшим в себя винодельню. Здание, расположенное восточнее, без сомнения, в течение долгого времени функционировало как святилище. Оно, как минимум, однократно перестраивалось с расширением площади, на его территории открыто два алтаря. Не исключено, что святилище в этом месте было сооружено после разрушения т.н. "святилища Деметры" расположенного непосредственно под зольником № 2. Время функционирования этого святилища примерно совпадает со временем существования рассматриваемого зольника. Весьма вероятно, что территория зольника использовалась для сброса мусора происходящего из святилища, а также для периодического отправления каких-либо обрядов, как ближайшее к святилищу пустое пространство. Таким образом, можно констатировать двойственный характер использования зольника 2 (а также и остальных зольников), как культового участка и обыкновенной свалки. На первое указывают предметы связанные с античной культовой практикой, на второе - достаточно стандартный для слоя эллинистического времени ассортимент находок. Особое положение зольника № 2 (впрочем, как и зольника № 1) объясняется, кроме всего прочего, особыми причинами его образования.

В конце VI - начале V в. до н. э. на этом месте возник дом площадью более 400 кв. м , в одной из комнат которого был открыт каменный алтарь. Здание неоднократно перестраивалось и функционировало с перерывами до середины V в. до н. э., после чего на этом месте образовался зольник № 1 (Бутягин. 2004 б. С. 127). В первой четверти IV в. до н. э. поверх зольника № 1 строится новое святилище, т.н. "святилище Деметры". После перестройки во второй четверти столетия здание достигло весьма значительных размеров. Около середины IV в. до н.э. комплекс гибнет, а часть камня его стен выбирается, каменный алтарь сохраняется in situ. Через некоторое время на этом месте образовывается зольник №2 (Чистов. 2004. С. 140-141). Оба зольника строились поверх святилищ (заметим, как и грандиозный китейский зольник). Скорее всего, после гибели святилища, в связи с какими-то неизвестными причинами, их восстановление было невозможно, на пустующем участке начала образовываться свалка. В то же время продолжалось периодическое использование участка в культовых целях, характерное в меньшей степени и для зольников, расположенных на окраине городища. Такое же временное использование демонстрирует и китейский зольник, на котором периодически строились алтари и культовые площадки (Молева. 2002. С. 20-21). Не исключено, что здесь играло роль особое отношение греков к золе из очага, поступавшей сюда вместе с остальным мусором. О том, что мирмекийский зольник № 2 не мог являться исключительно святилищем, говорят и его грандиозные размеры, вполне сравнимые с размером алтаря Зевса Ликейского. Маловероятно, что жители Мирмекия было более богомольными, чем население Пелопоннеса, пополняемое многочисленными паломниками со всей Эллады. Не приходится сомневаться, что зольник сформировался за счет самого разнообразного мусора из окружающих домов, периодически утрамбованного глиной в санитарных целях.

Исходя из результатов изучения мирмекийских зольников, представляется сомнительным возможность прямой аналогии представленных объектов с "эсхарами", описанными Павсанием. В связи с этим невозможно рассмотрение основной массы находок из зольников как вотивных приношений. Использование зольников для культовой практики, по всей видимости, носило временный, или даже эпизодический, характер и не может рассматриваться, как его основное предназначение.

 

Литература

Бутягин. 2002 - А.М. Бутягин. Новые исследования раннего мирмекийского зольника // Боспорский феномен. Погребальные памятники и святилища. Том I. СПб., 2002.

Бутягин. 2004 а - A.M. Бутягин. Клады античного Мирмекия // СГЭ. Вып. LII. 2004.

Бутягин. 2004 б - А.М. Бутягин. Дом под мирмекийскими зольниками // Боспорский феномен. Проблемы хронологии и датировки памятников. СПб., 2004.

Гайдукевич. 1958 - В.Ф. Гайдуквич. Раскопки Тиритаки и Мирмекия в 1946-1952 г. // Боспорские города. Т. 2. Работы Боспорской экспедиции 1946-1953 г. М., Л., 1958. - (МИА № 85).

Гайдукевич. 1965 - В.Ф. Гайдукевич. Мирмекийские зольники - эсхары // КСИА. 1965. Вып. 103.

Молева. 2002 - Н.В. Молева. Китейский зольник - городское святилище // Н. В. Молева. Очерки сакральной жизни Боспора. Нижний Новгород, 2002.

Чистов. 2004 - Д.Е. Чистов. "Святилище Деметры" в Мирмекии: попытка реконструкции комплекса // Боспорский феномен. Проблемы хронологии и датировки памятников. СПб., 2004.

Рубрика: Библиография.

Rambler's Top100