Терракотовая головка из Мирмекия

Наливкина М.А. 

"Советская археология". № 7. 1941. С. 284-288.

 

При раскопках Мирмекия в 1934-1938 гг. было найдено значительное количество терракот, которые подготавливаются нами к изданию. Из числа этих терракот мы выделяем в настоящей заметке одну головку, представляющую особый интерес как своеобразный тип изделия античных коропластов, найденный на территории Северного Причерноморья.

 

Рис. 1. Терракотовая головка, найденная в Мирмекии

 

Терракотовая головка была найдена в 1935 г. на участке "В" мирмекийского городища при раскопках нижнего культурного слоя, содержавшего обломки керамики классического времени. Головка (инв. № М 404, рис. 1) принадлежала целой статуэтке, о чем свидетельствует неправильный излом на сохранившейся части шеи; головка (высота ее 0.03 м) отбита от статуэтки еще в древности. Сохранность головки в общем хорошая, отбита лишь небольшая часть верхней и нижней губы справа. Глина плотная, хорошо промытая, желтовато-розоватого тона, напоминающая глину терракот и других керамических изделий Аттики. У внутреннего угла правого глаза, а также и в некоторых других местах лица сохранились следы розовой краски. По-видимому, первоначально все лицо было раскрашено, но краска плохо сохранилась в виду того, что она нанесена была непосредственно на поверхность глины без предварительного покрытия ее облицовкой. Поверхность лица и головы тщательно отполирована. Головка имеет вытянутый, острый, слегка срезанный в левой части подбородок, глаза глубоко посажены, внешние углы глаз удлинены, а зрачки обозначены маленькими рельефными точками, надбровные дуги резко подчеркнуты. Скулы асимметричного лица сильно выдаются, что особенно подчеркивают впалые щеки. Нос большой, широкий, с горбинкой, ноздри сильно расширены. Рот сжат, губы вытянуты. На верхней губе видны врезанные линии, которые, по-видимому, должны были изображать усы.1

Низкий покатый лоб обрамлен шапкой густых, коротко остриженных волос, покрывающих уши и образующих сзади у шеи подобие валика.2 Необходимо отметить весьма резкую, но тонкую и искусную моделировку отдельных деталей лица и головы. Резкие, нарочито подчеркнутые черты лица несколько напоминают технику художественных изделий в бронзе.

Посмотрим теперь, одинок ли в античной коропластике только что описанный тип мирмекийской головки и где мы можем найти близкие ей аналогии. Прямой аналогией мирмекийской находке является голова терракотовой фрагментированной статуэтки (рис. 2), найденной в 1869 г. на Таманском полуострове.3

 

Рис. 2. Таманская фрагментированная статуэтка (Эрмитаж)

 

В Одесском музее имеется также фрагментированная статуэтка с головой, подобной мирмекийской и таманской.4

В Берлинском антиквариуме хранится целая терракотовая статуэтка (рис. 3), причем голова этой статуэтки очень близка мирмекийской головке.5

 

Рис. 3. Берлинская терракотовая статуэтка (Антиквариум)

 

В каталоге терракот Винтера приводится, к сожалению в плохом рисунке, статуэтка, хранящаяся в Луврском музее, которая может быть поставлена в один ряд с только что указанными терракотами.6

Наконец, в фонде Керченского музея удалось обнаружить подобную же отдельную головку, по-видимому, также принадлежавшую целой статуэтке; эта головка, имеет менее тщательную моделировку лица, чем мирмекийская.

Таким образом мы видим, что из 6 аналогичных однотипных терракот 4 происходят из Пантикапея и его окрестностей и 2 образца (берлинский и луврский) имеют указание на их происхождение из Греции. Имеющиеся толкования подобного типа изображений весьма разноречивы. Н. П. Кондаков при издании эрмитажной статуэтки считал ее изображением раба-педагога, держащего на руках ребенка, и датировал статуэтку III в. до н. э., не приводя, однако, в пользу такой датировки каких-либо доказательств.

Та же эрмитажная статуэтка воспроизведена в каталоге терракот Винтера среди женских фигур с ребенком на руках. Издатель терракот Берлинского антиквариума считал, что берлинская статуэтка являлась изображением старухи (alte Frau).7

А. А. Передольская, переиздавая эрмитажную статуэтку, реставрированную по образцу берлинской, также называет ее старухой, укачивающей ребенка. Сравнивая эрмитажную статуэтку со старухой-кормилицей Геракла, изображенной на вазе Пистоксена, хранящейся в Шверине, и привлекая, кроме того, как нам кажется, отдаленные аналогии, главным образом из вазовой живописи с реалистическими сюжетами, А. А. Передольская датирует данный тип изображения старухи второй четвертью V в. до н. э.

Однако нам представляется более правильным не ограничивать датировку подобных изображений первой половиной V в., хотя бы в силу того обстоятельства, что сохранившие полную неподвижность позы сидящих фигур как в монументальной скульптуре, так и в малой пластике живут в течение всего V в. до н. э. Все попытки отыскать в больших и малых пластических произведениях V в. до н. э. аналогии мирмекийской головке в трактовке лица не увенчались успехом. Лишь один образец терракотовой головы актера, найденной в Олинфе в 1928 г.,8 по трактовке сильно выступающих, надбровных дуг может быть сближен с подобной же трактовкой надбровий у головок изучаемой группы. Олинфская форма датируется всем комплексом находок первой половиной IV в. до н. э. Таким образом, отдельные детали все же сближают мирмекийскую головку с образцами пластики IV в. до н. э. Среди тех же олинфских терракот имеется еще один образец, являющийся для Олинфа одним из наиболее поздних типов гротеска. Таковой оказывается голова фигурного сосуда в виде комической маски,9 где при ином типе лица мы видим ту же, здесь уже чрезмерно подчеркнутую, трактовку надбровных дуг, ту же манеру изображения зрачка в виде рельефного кружка и, наконец, тот же вытянутый подбородок, т. е. все черты, отмеченные выше и характерные для мирмекийской головки. Этот олинфский образец головы с еще более подчеркнутыми деталями может служить terminus post quem для головки из Мирмекия. Таким образом данный образец из Олинфа, относящийся ко времени разрушения Олинфа, т. е. к середине IV в. до н. э., и привлеченный выше образец олинфской маски, датируемый началом IV в. до н. э., заставляют более определенно говорить о времени изготовления мирмекийской головки, т. е. о самом конце V - начале IV в. до н. э.

Напомним при этом, что мирмекийская головка найдена в культурном слое с керамическими находками классического и раннеэллинистического времени, а наиболее ей близкая эрмитажная статуэтка также сопровождалась классическими и раннеэллинистическими образцами керамики.

Подобные изображения в античной коропластике близки ранним образцам сидящих женских фигур, носивших название кормилиц (κουροτρόφοι), бытовавших и в эллинистическое время. Отсюда, естественно, желание многих авторов считать подобные изображения женскими. Но в античной коропластике, в частности среди терракот, найденных на Боспоре, известны и мужские изображения педагогов-рабов с ребенком на руках. Поэтому изображение ребенка на статуэтках изучаемой группы терракот одинаково вероятно как для женских, так и для мужских фигур. Прическа мирмекийской головки близка, как уже отмечалось, прическе мужчины-педагога. Особенно резко подчеркнутая грубость и скуластость лица мирмекийской головки вряд ли дает основание видеть в ней изображение старухи. Нам представляется более вероятным, что мирмекийская головка, принадлежала статуэтке, изображавшей раба-педагога.

Аттическое происхождение мирмекийской головки, а также тесно к ней примыкающей эрмитажной статуэтки, на основании отмеченного выше качества, глины, не подлежит никакому сомнению.

Необходимо отметить, что терракоты, подобные издаваемой, в других причерноморских центрах пока не найдены. Именно Боспор дает нам эти интересные образцы.

В заключение отметим, что рассмотрение стилистических особенностей данной группы терракотовых изображений убеждает в том, что, на ряду с реалистичностью данных изображений, в них имеются и известные элементы гротеска. Считать, что подобные изображения воспроизводят образы реальной жизни, без всякого наличия карикатурных моментов, было бы неправильным.

Если в позах сидящих фигур изучаемой группы можно отметить пережитки ранних иератических форм, идущих еще от архаики, то своеобразная трактовка лица объясняется стремлением мастера-коропласта к известной типизации данного образа, наиболее ярко воплощенной в издаваемой мирмекийской головке.

 

Примечания:

 

1. Имеющееся иное возможное объяснение этих штрихов как морщин старушечьего лица по отношению к мирмекийской головке вряд ли приемлемо. Имеем в виду статью А. А. Передольской в журнале "Искусство" (о ней см. ниже).

2. Подобную прическу можно видеть на одной статуэтке педагога с ребенком на рунах, хранящейся в Берлинском антиквариуме (инв. № 7735) и происходящей из Коринфа. (F. Winter. Die Typen der figärlichen Terrakotten. Берлин, 1903, ч. II, стр. 403, рис. 9. - AZ, 1883, стр. 272.)

3. Хранится в Эрмитаже, инв. № 870-II. OAK за 1870/71 г., Атлас, табл. V. рис. 9; - А. Вaumeistеr. Denkmäler des klassischen Altertums, т. III, Мюнхен-Лейпциг, 1888, стр. 2112, рис. 2364. - И. И. Толстой и Н. П. Кондаков. Русский древности в памятниках искусства, вып. 1, СПб., 1889, стр. 97. - А. А. Передольская. К проблеме реализма в греческом искусстве V в. до н. э. Искусство, 1936, № 1, стр. 157. - F. Wintеr, ук. соч., ч. I, стр. 154 рис. 2. Эрмитажная статуэтка была найдена в обломках на "жженом точкé", вместе с обломками керамики классического времени. Пережженная поверхность статуэтки имеет серо-бурый цвет и сильно затрудняет точное определение первоначального цвета глины, из которой она была изготовлена. По качеству глина напоминает аттическую.

4. А. А. Деревицкий, А. А. Павловский и Э. Р. Штерн. Терракоты Одесского музея. Одесса, 1897, вып. 1, табл. XIV, 6. - F. Wintеr, ук. соч., ч. II, стр. 465, рис. 5. В каталоге одесских терракот статуэтка определена как комическая старуха. Согласно имеющемуся там описанию (статуэтку на месте я не видела) глина красная и поверхность статуэтки почти сплошь покрыта слоем извести (не облицовка ли это? М. Н.). Найдена в Керчи и поступила в музей в 1894 г. (дар Бертье-Делагарда). По сообщению коллекционера А. В. Новикова на Керченском рынке древностей в конце прошлого века попадались новейшие реплики фигуры, подаренной Одесскому музею.

5. Ausgewählte griechische Terrakotten im Antiquarium der Königlichen Museen zu Berlin. Берлин. 1903, табл. XXXV. Значится, как приобретенная из Афин (Aus Athen erworben). Согласно описанию, составленному E. Pernice, статуэтка (выс. 0.10 м) воспроизводит старуху с большой безобразной головой. Сидит она на низкой скамейке о двух ножках и убаюкивает плачущего ребенка, которого держит своими большими руками на коленях. Старуха одета в длинный дорийский хитон. На хитоне заметны следы желтой краски, волосы ребенка красновато-коричневые. Лицо и руки старухи также были раскрашены; под действием огня поверхность кожи получила темнокоричневую окраску; светлокрасная глина вследствие вторичного пребывания в огне сделалась серой. Задняя сторона статуэтки обработана суммарно и изготовлена отдельно от лицевой части с последующим соединением (F. Winter, ук. соч., ч. I, стр. 154, рис. 1).

6. F. Winter, ук. соч., ч. II, стр. 465, рис. 2 (где она значится как происходящая из Греции - griechisch).

7. Ausgewählte griechische Terrakotten..., текст описания, стр. 26.

8. D. М. Robinson. Excavations at Olynthus, ч. IV. The terracottas of Olynthus found in 1928. Балтимора, Лондон, Оксфорд, 1931, табл. 60 и 61; 421а и 421b с и d.

9 Excavations at Olynthus, ч. VII. D. M. Robinson. The Terracottas Olynthus found in 1931. Балтимора, Лондон, Оксфорд, 1933, табл. 58; 404 и 404а.

Рубрика: Библиография.

Rambler's Top100