Раннесредневековое поселение на античном городище Мирмекий

Вахонеев В.В. 

Середньовічні старожитності Центрально-Східної Європи: Тези доповідей V Міжнародної студентської наукової археологічної конференції (Чернигів, 14-16 квітня 2006 р.). - Чернігів: Сіверянська думка, 2006. - С. 19-20.

 

Изучение салтовских поселений Восточного Крыма в последнее десятилетие набирает всё больший и больший размах. Как показали археологические исследования, зачастую выбор салтовцами места жительства совпадал с границами поселений предшествующего времени [Вахонеев, 2005, с.23].

Так, на развалинах античного городища Мирмекий в конце VIII в. возникло поселение, которое занимало небольшую площадь, с малым количеством жителей. Жилища располагались как бы в виде "хуторков", оторвано друг от друга. Культурные слои и строительные остатки VIII-IX вв. были обнаружены на многих участках городища, однако они до сих пор требуют определённой систематизации.

Обломки керамики, характерной для VIII-IX вв., неоднократно встречались при раскопках на участках "Б", "В", "Н", "О", "И", "С" и др. [Вахонеев, 2003, с. 38]. Вся найденная керамика разделяется на несколько групп - кухонная, столовая и тарная. Большинство керамических изделий изготовлено на гончарном круге. Стенки горшков украшались прямыми и волнистыми линиями, а также орнаментальными мотивами. Кроме простых горшков и горшков пифосов, также найдены амфоры, кружки, кастрюли, миски, сковородки, высокогорлые кувшины.

В 1936-1937 гг. на участке "Б" были обнаружены остатки небольшого дома. От него сохранились остатки южной и западной стен, кладки северной и восточной уцелели не на всём протяжении, северо-восточная часть постройки была совершенно разрушена. Размеры этого наиболее сохранившегося дома 8.1 х 5.1 м. С западной стороны сохранился пролёт, шириной 0.95 м. Дверные откосы были сложены из хорошо подогнанных плит песчаника. Сохранились упоры для крепления деревянной коробки двери, которая была навешена при помощи кованых железных петель с декоративными накладками и заклёпками. Совершенно аналогичные петли имели дома верхнего горизонта Тепсеня и синхронного ему салтовского поселения Маяки на Среднем Дону [Фронджуло, 1968, рис. 12, 3, 4]. Перед входом в дом лежала массивная плита порога, а рядом с дверью находилось застеклённое окно, толстые зелёные стёкла которого были найдены под юго-восточной стеной на полу дома. Судя по обнаруженной коньковой балке, крыша дома была двускатной. Все эти признаки характерны и для домов провинциально-византийской культуры в Крыму [Баранов, 1990, с. 48]. Северо-западная часть дома не имела прямого угла, а образовывала дугообразную линию. Это придавало данной части постройки закругленную снаружи форму. Внутри дома в этом месте обнаружена печь. Внутри печи осталось несколько обгорелых известняковых камней, на которых лежал каменный жернов-верхняк. Он, по-видимому, использовался в качестве сковороды для выпечки хлебов или лепёшек. С западной стороны дома около входа стояла каменная круглая ступа с конусообразной полостью. Там же оказались обломки амфор с округло сферическим днищем, характерным для раннего средневековья [Гайдукевич, 1952, с. 177]. В мирмекийском доме Г отдельные группы камней были уложены кладкой в "ёлочку". Строительство этого дома относится к концу VIII в. Дом Г не являлся единичным на участке "Б". Несколько фрагментарно сохранившихся кладок и ям этого же периода было обнаружено и в других местах данного участка.

На участке "И" неоднократно встречались обломки керамики, характерной для VIII-IX вв. Это тёмно-серые, сделанные на гончарном кругу плоскодонные горшки с отогнутыми венчиками, наружная поверхность сосудов была покрыта мелким горизонтальным рифлением [Гайдукевич, 1987, с.130]. В южной части участка "И" были открыты остатки постройки, относящиеся к VIII-IX вв. От неё уцелели кладки трёх стен - 270, 277, 278. Кладка этих стен - в "ёлку". Фактически сохранилось, и то не полностью, одно помещение (XLVII). При расчистке пола в помещении были обнаружены обломки амфор с зонами мелкого рифления, красноглиняных высокогорлых кувшинов, обломки сероглиняных кувшинов с мелким горизонтальным рифлением. Был найден также ладьевидный лепной светильник. Такие примитивные светильники были в употреблении на Боспоре в римское время, во II-III вв. Возможно, что обитатели дома VIII-IX вв. использовали найденный среди руин античного Мирмекия открытый светильник. [Гайдукевич, 1987, с.147-148]. Находки предметов римского времени в помещении XLVII и в средневековой яме 69 на уч. "Б" подтверждают, что в Мирмекии жило небогатое население, которое пользовалось найденными предметами быта жителей античного Мирмекия.

На участке "Н" были выявлены также средневековые культурные остатки VIII-IX вв.: амфоры со сферическим дном и остатки погребения [Гайдукевич, 1987, с.165]. Возможно, это погребение следует рассматривать как ритуальное захоронение, тесно связанное с одним из культов, распространенных среди народов носителей салтово-маяцкой культуры, в котором жернова (его фрагмент найден в погребении), одни из важнейших сельскохозяйственных атрибутов, судя по всему, несли на себе основную идейную и ритуальную нагрузку [Пономарёв, 2001, с. 31].

В 1960 году на участке "О" был выявлен средневековый зольник VIII-IX вв. [Гайдукевич, 1987, с 166]. К сожалению, в своей работе В.Ф. Гайдукевич не представил никакого описания данного открытия, что не позволяет нам представить его облик.

Отдельно следует отметить четыре захоронения коней, обнаруженные на участке "Т" (раскопки А.М. Бутягина) [Бутягин, 2004, с. 49; Бутягин, Виноградов…, 2003, с. 31]. В одном из них под головой коня находилась каменная кормушка. Пока сложно объяснить появление этих захоронений в данной части поселения, однако остаётся надеяться, что последующие исследования дадут новые данные.

Все салтово-маяцкие поселения восточного Крыма были оставлены жителями одновременно, где-то в конце IX века. Как показали раскопки, этот процесс был мирным и постепенным. На поселениях не обнаружено следов погромов и пожарищ. Кроме того, судя по всему, жители имели время для того, чтобы забрать с собой практически всё имущество [Зинько, Пономарёв, 2000, с.191]. В брошенных жилищах осталась, в основном, разбитая утварь и громоздкие вещи: пифосы, жернова, ступы. Ещё В.Ф. Гайдукевич отмечал малочисленность и бедность находок на салтово-маяцких поселениях, связывая эту особенность с кратковременностью их существования [Гайдукевич, 1987, с.135].

Пустынные и обезлюдевшие жилища со временем превратились в руины и были заброшены.

 

Литература

 

1. Баранов И.А. Таврика в эпоху раннего средневековья (салтово-маяцкая культура) - Киев, 1990. - 168 с.

2. Бутягин А.М. Пять лет работ Мирмекийской экспедиции // Материалы V Боспорских чтений. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Этнические процессы. Керчь. 2004. С. 48-53.

3. Бутягин А.М., Виноградов Ю.А., Новосёлова Н.Ю., Чистов Д.Е. Работы Мирмекийской археологической экспедиции в 2002 г. // Отчетная археологическая сессия за 2002 год. Тез. докл. СПб. 2003. С. 29-32.

4. Вахонеев В.В. Боспор и Хазария // Середньовічні старожитності Південної Русі-України: Матеріали четвертої Міжнародної студентської наукової археологічної конференції. Чернигів, 2005. - С. 22-24.

5. Гайдукевич В.Ф. Раскопки Мирмекия в 1935-1938 гг. // МИА, № 25, М., 1952. - С. 135-205.

6. Гайдукевич В.Ф. Античные города Боспора. Мирмекий // Л., 1987. -171 с.

7. Зинько В.Н., Пономарёв Л.Ю. Новые памятники салтово-маяцкого типа в окрестностях Керчи // МАИЭТ, вып. 7, Симферополь, 2000. - С. 186-200.

8. Пономарёв Л.Ю. Салтовский ритуальный комплекс в окрестностях Тиритаки // Взаимоотношения религиозных конфессий в многонациональном регионе: история и современность. Севастополь, 2001. - С. 30-31.

9. Фронджуло М.А. О раннесредневековом ремесленном производстве в Юго-Восточном Крыму // Археологические исследования средневекового Крыма. - Киев, 1968. - С.133-154.

Рубрика: Библиография.

Rambler's Top100