Мирмекий в период эллинизма

А.М.Бутягин, Ю.А.Виноградов

 

Расцвет всех сторон жизни в Мирмекии, безусловно, продолжался и в эпоху эллинизма - III-II вв. до н.э., но на сей раз он приобрел ряд весьма своеобразных черт. Прежде всего, в это время город подвергся значительным перестройкам. Приблизительно в середине или второй половине III в. до н.э. в восточной части городища (раскоп М) была возведена новая оборонительная стена шириной 3.2-3.8 м (Пругло. 1960. С.266 сл; Гайдукевич. 1987. С.154 сл.). Она прошла по трассе старой (IV в. до н.э.), несколько отступая к востоку. Данная оборонительная акция, всего скорей, была связана с новым изменением военно-политической и демографической ситуации в степях Северного Причерноморья, вызванным продвижением на запад сарматских племен и оттеснением скифов в Крым. Усиление фортификационного строительства в это время фиксируется и в других боспорских городах (Пантикапей, Порфмий, Тиритака и др.). О довольно тревожной обстановке того времени могут свидетельствовать и факты сокрытия кладов. В Мирмекии их было найдено два - один, вероятно, относится к самому началу III в. до н.э. (Зограф. 1941. С.154), другой - к третьей четверти столетия (Брабич. 1964. С.195).

В 2001-2005 гг. исследованы слои свалки эллинистического времени, расположенной с западной стороны от скалы Карантинного мыса. Общая толщина ее слоев составила около 7 метров. В золистом слое найден целый ряд керамических клейм, костяные изделия, бронзовые монеты. В расщелине скалы открыт клад бронзовых монет Пантикапея состоящий из 721 монеты 2-ой четв. 3 в. до н.э.

Все монеты представлены единственным типом - голова Сатира влево на аверсе, лук со стрелой и надписью ПАN на реверсе. На некоторых имеется надчеканка в виде восьмилучевой звезды. Многие монеты, похоже, не находились в обращении, т.к. сохранили острый край и подтеки бронзы (Бутягин 2004а, 87). Помимо клада в слоях зольника, найден очаг сделанный из поставленных на ребро каменных плит. Рядом с ним находилось захоронение ребенка в клейменой родосской амфоре. Любопытно, что детское захоронение совершили вне некрополя, на окраине городища. Помимо этого, в слоях зольника содержалось более 40000 фрагментов керамики, в т.ч. уникальных сосудов, как, например, белофонного кратера 5 в. до н.э., обломки терракот.

Клад бронзовых монет Пантикапея 
Общий вид после находки 
(фото С.В.Яблочкина)
Фрагмент стенки белофонного кратера

Особое внимание привлекают части изделий из кости, в т.ч. резных пластин с гравировкой, которые, видимо, являлись украшениями деревянных шкатулок или лож. Следует также обратить внимание, на многочисленные захоронения собак в зольнике и в скальной щели, расположенной к югу от него. Около нее в основании зольника найдено более 20 фрагментов терракотовых протом. Видимо, эта скальная трещина в течение недолгого времени служила для жертвоприношений.

Раскопки 2005 года позволили по новому взглянуть на причины образования этой свалки. Выяснилось, что в конце 4 - начале 3 вв. до н.э. здесь в слое архаического и классического времени вырыт котлован размерами примерно 5х5 м. Его борта с южной, западной и северной сторон были обложены прекрасно подогнанными крупными плитами. Кладок такого качества, пожалуй, больше не встречается на территории древнего Мирмекия. Пол помещения покрыт подсыпкой из скальной крошки, под которой находится вымостка из небольших суммарно обработанных плит, иногда чередующихся с выходами скалы. Заполнение помещение, являющееся одновременно нижней частью зольника представляло собой каменный завал, в котором встречались очень крупные хорошо обработанные плиты и блоки. Находок в каменном завале сделано относительно немного, но следует упомянуть фрагменты верхней части "керченской" пелики второй половины 4 в. до н.э. Представляется, что открытое помещение не может быть ничем иным, как монументальным склепом. Вероятно, он не был достроен или разрушился в ходе постройки. Об этом в частности, свидетельствует камень выпавший из широкой трещины в скале, служащей южной стеной постройки. Таким образом, после прекращения строительства этого сооружения, начинает образовываться описанный выше зольник. Возможно, что причины прекращения строительства склепа связаны с каким-то неизвестным нам политическим кризисом в Боспорском царстве.

 

Участок С. Помещение под зольником. Вид с севера

 

Представляется, однако, что Боспор сумел довольно быстро приспособиться к изменениям демографической и военно-политической обстановки в регионе. Более того, именно эллинистический период был временем наивысшего расцвета многих боспорских городов, в том числе и Мирмекия. Именно в это время, как известно, небольшие поселения боспорской сельской округи прекратили свое существование. Надо думать, что часть сельского населения устремилась в города, под защиту городских стен. С притоком нового населения, скорей всего, следует связывать капитальную перестройку Мирмекия и появление некоторых новых черт в его культуре (возникновение зольника II и др.).

Новую застройку значительной части города можно относить к второй половине III в. до н.э. (Гайдукевич, Михаловский. 1961. С.138). Четкое представление о характере домостроительства Мирмекия в то время дают материалы многих раскопочных участков, прежде всего участка И (Гайдукевич. 1987. С.98 сл.). Здесь исследован ряд многокамерных зданий, состоящих из жилых и хозяйственных помещений. Дворы обычно мостились каменными плитами или фрагментами битой керамики. В целом, город эпохи эллинизма имел очень плотную, хаотическую застройку.

 

Участок И. Застройка эллинистического города. Раскопки 1960-х гг.

 

Наряду с рядовыми постройками возводились сооружения с богатой архитектурной отделкой. Среди них здание, к которому относятся три плиты, представляющие части дорического антаблемнта - карниз, архитрав и триглифный фриз (Гайдукевич. 1952. С.149 сл.). Это здание, возведенное во второй половине IV - первой половине III вв. до н.э., выглядело очень эффектно (Ковалевская. 1958. С.317 сл.). Не исключено, что в Мирмекии данное сооружение дорического ордера не было единственным (Ковалевская. 1958. С.327).

В III в. до н.э. в городском хозяйстве возникает такое новое направление как виноделие. Первая винодельня была открыта в Мирмекии, как говорилось выше, еще в 1863 г. (см. Гайдуевич. 1959. С.10 сл.), затем в 1934 г. (Гайдукевич, Леви, Прушевская. 1941. С.115), такие открытия продолжились и в дальнейшем. В.Ф.Гайдукевич в специальной работе учел 13 винодельческих комплексов Мирмекия, из которых 7 относятся к эпохе эллинизма (Гайдукевич. 1966. Р.407, 408). Число их, разумеется, было значительно большим. В 1993 г. на участке С была частично исследована еще одна винодельня позднеэллинистического времени (Виноградов. 1994а. С.196), а значит общее количество подобных комплексов уже достигает 14. Первоначально считалось, что самые ранние винодельни имели простое устройство - одну давильную площадку и одну цистерну емкостью около 1800 л, как, к примеру, винодельня М5 (Гайдукевич. 1958. С.451 сл.). Однако позднее было выяснено, что уже в III в. до н.э. бытовали более крупные и сложно устроенные комплексы с двумя цистернами емкостью 5000 л каждая, М6 и М10 (Гайдукевич. 1987. С.115). Следует ожидать, что открытием 14 виноделен в Мирмекии дело не ограничится и на городище будут исследованы новые подобные комплексы, так что определение Мирмекия как "города виноделов", предложенное В.Ф.Гайдукевичем, представляется абсолютно справедливым для эллинистической, а также и римской эпох. Оно хорошо отражает одну из важных особенностей экономического развития города на этом этапе.

 

Винодельня эллинистического времени

 

Наряду с виноделием для рассматриваемого времени есть основания говорить о развитии в Мирмекии некоторых ремесел. Находки двух обломков для изготовления "мегарских" чаш позволяют предполагать наличие в городе производства такой посуды (Гайдукевич. 1958а. С.209, рис.66; он же. 1959. С.78, рис.85). По мирмекийским материалам И.Г.Шургая удалось выделить группу рельефной керамики местного производства, изготовлявшейся по слепкам, сделанных с привозных сосудов (Шургая. 1962. С.110). В эллинистическом слое обнаружена формочка для отливки биконических бусин, что также дает представление о развитии ремесла в Мирмекии (Пругло. 1963. С.107 сл.).

Среди находок, характеризующих культовую жизнь Мирмекий доримской эпохи, следует выделить серию керамических фрагментов с посвящениями божествам. В их совокупности выделяется группа посвящений, обнаруженных около подножья мирмекийского акрополя. Они позволяют предполагать, что на акрополе уже в первой половине V в. до н.э. существовало святилище, где почитались Аполлон Врач, Геракл, безымянная нимфа и, вероятно, другие божества (Виноградов, Тохтасьев. 1998).

В других частях городища такие находки редки, и происходят они, в основном, с участка И. Два граффито были найдены в исследованном здесь помещении с алтарем первой половины V до н.э.: ЕРМ[---], [---]ETIH [---], оба прочерчены по краю аттических чернолаковых киликов (Гайдукевич. 1987. С.29, 33, рис.30, 1; С.31, 33, рис.30, 2). Первое из них может быть посвящением Гермесу. Обломок аттического чернолакового килика с посвящением Афродите был найден в напластованиях своеобразного культового комплекса, так называемого зольника I (Гайдукевич. 1987. С.69, 70, рис.84), речь о котором пойдет ниже. Из позднего зольника (так называемого зольника II) происходит чернолаковая тарелка с вотивной надписью Герея, но имя божества на ней отсутствует (Гайдукевич. 1966а. С.70 сл.). А.И.Болтунова относила к зольнику II находки двух посвящений - Зевсу Отчему и Зевсу Спасителю (Болтунова. 1977. С.176 сл.), но, скорей всего, они не связаны с этим культовым комплексом (Гайдукевич. 1987. С.53; Виноградов, Тохтасьев. 1998. С.23).

 

Вотив Герея

 

На участке С в одной из ям конца VI - первой четверти V вв. до н.э. был найден фрагмент края чернолакового килика с еще одним посвящением Зевсу Отчему (Виноградов, Тохтасьев 1998. С.37, № 6). На самом восточном участке раскопок на городище (участок М) около оборонительной стены в слое было обнаружено граффито-посвящение Матери богов на дне аттической чернолаковой чаши конца V в. до н.э. (Гайдукевич, Михайловский. 1961. С.135 сл., рис.9).

Наиболее любопытным культовым памятником из исследованных в Мирмекии, безусловно, является зольник, который открыт в восточной части городища на участке И (Гайдукевич. 1965; он же. 1987. С.26 сл.). В.Ф.Гайдукевич предложил для него явно неудачное название "эсхара". Зольники, как известно, представляют собой зольные кучи, содержащие как бытовой мусор, так и приношения божествам в виде терракотовых статуэток, вотивных сосудов и пр., а также захоронения животных. Почитание зольников было очень характерным для местного земледельческого населения Северного Причерноморья и Прикубанья скифской эпохи (см. Русанова. 1998. С.160 сл.). И.И.Ляпушкин даже называл культуру земледельцев Днепровского лесостепного левобережья VII-III вв. до н.э. культурой зольников (Ляпушкин. 1961. С.26 сл., 37 сл., 48 сл.).

Мирмекийский зольник начал формироваться с середины V в. до н.э., однако, он не был здесь ни единственным, ни самым ранним культовым комплексом, - чрезвычайно интересна происходившая на этом месте смена различных культовых сооружений, охватившая несколько веков (Виноградов. 1992. С.110 сл.). Динамика ее такова:

1. В первой половины V в. до н.э. на месте будущего зольника существовало здание, в одном из помещений которого находился небольшой каменный алтарь. Он сделан в виде прямоугольной плиты с четырехугольным углублением (Гайдукевич. 1987. С.26 сл.; Бутягин. 2000. С.241-242).

2. На руинах этого помещения во второй половине V в. до н.э. - начале IV в. до н.э. существовал так называемый зольник I (Гайдукевич. 1987. С.66 сл). Он представлял собой невысокую холмообразную насыпь, состоящую из золистых отложений (площадь - 130 кв. м, мощность напластований - 0.70 м). Любопытно, что здесь были обнаружены две хиосские амфоры (третьей четверти V в. до н.э. и начала IV в. до н.э.). Более ранняя из них была вкопана вертикально таким образом, что ее дно находилось на расстоянии всего 0.45 м к северо-востоку от упомянутого алтаря. Возможно, она также служила примитивным алтарем. В напластованиях зольника I наряду с прочими материалами, как уже писалось, был найден фрагмент чернолакового килика с посвящением Афродите. Эта находка послужила В.Ф.Гайдукевичу основанием для предположения о связи всего комплекса с почитанием этой богини (Гайдукевич. 1965. С.34; он же. 1987. С.69-70, рис.84).

3. В начале IV в. до н.э. поверхность зольника I была снивелирована, и на его поверхности было возведено здание, состоящее по крайней мере из четырех помещений, вытянутых по линии . Это здание просуществовало весь IV в. до н.э. Полы всех помещений были покрыты известковым раствором, в одном из них находился большой каменный алтарь. К сожалению, стены этого комплекса были разобраны до основания, поэтому какие-либо вещевые материалы, бесспорно связанные с ним, выделить трудно. Тем не менее В.Ф.Гайдукевич счел возможным именовать эту постройку святилищем Деметры (Гайдукевич. 1987. С.40 сл.; Gajdukevic. 1971. S.182).

 

Участок И. Алтарь из святилища Деметры. Раскопки 1960-х гг.

 

Особо следует отметить уникальную находку клада, найденную под кладкой второго строительного периода святилища. Клад состоял из 99 электровых монет малоазийского города Кизика 5 - начала 4 вв. до н.э. в бронзовом кувшинчике первой половины 5 в. до н.э. Со всеми подробности относительно его находки и датировки можно ознакомиться в соответствующем каталоге, а также в специальной работе (Бутягин Чистов 2004, 31-41). Ранее предполагалось, что здание просуществовало весь 4 в. до н.э. (Гайдукевич 1987, 40 сл.; Gajdukevic 1971, 182), однако последние исследования позволяют предположить, что оно закончило свое существование уже около середины этого столетия. (Бутягин Чистов 2004, 36-39).

 

Участок И. Мирмекийский клад кизикинов. Общий вид в момент находки

 

4. После того, как стены этого святилища были разобраны и поверхность участка выровнена с помощью уложенного слоя глины, здесь вновь стаи ссыпать золу. Таким образом, с рубежа IV-III вв. до н.э. начинает формироваться зольник II, просуществовавший приблизительно до 250-230 гг. до н.э. (Гайдукевич. 1987. С.70 сл.). Его холмообразная, вытянутая по оси восток-запад насыпь имела очень большие размеры (площадь - до 500 кв. м, высота - до 3 м). По краям местами были выявлены ограждающие ее каменные стенки. Для позднего зольника характерна мелкослоистая структура, образованная пластами зольных и глинистых отложений, богато насыщенных различными вещевыми материалами, в том числе терракотовыми статуэтками, монетами, небольшими вотивными сосудиками и др. Среди вотивных приношений следует отметить чернолаковую тарелку с посвящением Герея (Гайдукевич. 1966). Чрезвычайно показателен происходящий отсюда многочисленный комплекс культовых терракот, в основном состоящий из женских скульптурок (Пругло. 1970. С.97; Денисова. 1981. С.28 сл.). По мнению В.Ф.Гайдукевича, некоторые из этих находок указывают на связь зольника II с почитанием Деметры (Гайдукевич. 1987. С.93).

 

Участок И. Напластования мирмекийского зольника II. Раскопки 1960-х гг.

 

Следует подчеркнуть, что на Боспоре зольники получили очень широкое распространение; среди памятников, подвергавшихся раскопкам, - грандиозный зольник Китея, зольники Илурата и многих сельских поселений. Поочередное возведение на одном месте Мирмекия то святилищ обычного греческого облика, то зольников заслуживает серьезного научного внимания, и, в частности, позволяет предполагать, что широкое распространение таких комплексов на Боспоре связано с тесным переплетением здесь греческих и местных культовых традиций, сложением своеобразного религиозного синкретизма (Денисова. 1981. С.110; Виноградов. 1992. С.113). Очень показательно, на наш взгляд, что в Мирмекии святилища обычного облика заменялись зольными алтарями в периоды заметной активизации греко-варварских взаимоотношений в районе Боспора Киммерийского (середина V в. до н.э., рубеж IV-III вв. до н.э.). В среде выходцев из местных племен зольники связывались с земледельческим культом, почитанием огня и домашнего очага (Шрамко. 1957. С.198; Русанова. 1998. С.168). Подобные культовые представления, по всей видимости, не противоречили взгляду на данные памятники боспорских греков.

Заметные негативные изменения в жизни Мирмекия происходят в первой половине I в. до н.э., они связаны с последствиями перехода власти на Боспоре к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, а точнее - с разразившимися войнами с Римом. Имеющиеся материалы позволяют предполагать, что город еще существовал при Махаре, сыне и наместнике царя на Боспоре, - небольшой монетный клад, обнаруженный на участке И, содержал самые поздние монеты, которые относятся к 80-70-м гг. до н.э. (Белова. 1958. С.343-344, №№ 222, 227); 6 монет Амиса, найденных совместно на участке Б в 1937 г. (вероятно, тоже клад), датируются первой четвертью I в. до н.э. или 80-ми гг. до н.э. (Харко. 1952. С.361; Зограф. 1952. С.378, №№ 2552-2557).

Жизнь города, всего скорей, практически прервалась после карательной экспедиции Митридата VI против отложившегося Махара. Следует предполагать, что поселение сильно пострадало и от боспорского землетрясения 63 г. до н.э. (Dio. Cass. XXXVII. 11, 4; Oros. VI. 5, 1). Археологические материалы демонстрируют, что во второй половине I в. до н.э. центральная часть Мирмекия превратилась в руины (Гайдукевич. 1959. С.55), подобная картина фиксируется в восточной части (Пругло. 1960. С.274), не противоречат этому и материалы, полученные при раскопках на западной окраине городища.

 

 

назад на Мирмекий в период классики      |      вперед на Мирмекий в римское время

Рубрика: История.

Rambler's Top100